Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1238 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По мнению некоторых ученых, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной. 

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов XIII столетия.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери без ризы. Фото 1997 года.

Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

 

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

 

14 марта (по старому стилю) 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов пред ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его земским собором на престол государства Российского. По свидетельствам очевидцев, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться пред волей Божией. Тогда, как повествует летописец, «благоверная государыня инока Марфа Иоанновна многи слезы излия пред образом Пречистыя Богородицы, и вземлет сына своего, благовернаго и благочестиваго великаго государя Михаила Феодоровича, пред всеми со слезами рече: се Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». Со времени этого события, явившегося началом преодоления великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней царственного Дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 14 марта по старому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель Дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия Дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его семья. 

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня (хотя с 1922 по 1944 год и пребывала у обновленцев).

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Фото начала ХХ века.

Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви. Местом нахождения чудотворного образа с XIII века по 1929 год был Успенский собор Костромского кремля; после окончательного закрытия кремлевских соборов (с 1922 года принадлежавших обновленцам) икону перенесли в новый обновленческий «кафедральный собор» – Иоанно-Богословскую церковь на Каткиной горе в Костроме. Ликвидация обновленчества на Костромской земле привела к возвращению святыни в православный храм: в 1944 году ее перенесли в Иоанно-Златоустовский кафедральный собор. С 1964 года, когда так называемые «хрущевские» гонения на Церковь чуть было не привели к закрытию Иоанно-Златоустовского храма, Феодоровская икона находилась в новом кафедральном храме Костромы – Воскресенском соборе на Нижней Дебре. С 1991 года чудотворный образ хранится в возрожденном Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года сестрами Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, на территории которого расположен кафедральный собор, ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.

 

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

 

Ссылки:

 

АКАФИСТ Пресвятей Владычице нашей Богородице, явления ради чудотворныя иконы Ея Феодоровския, яже во граде Костроме,

Ея же ради изволением от людей Российския земли умолен бысть на царство благоверный государь Михаил Феодорович, родоначальник царствующаго Дома Романовых. –

Изд. 3-е – Москва, 1897.

(в формате PDF)

  

АКАФИСТ Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее Феодоровской. – Кострома, 2004.

(в формате PDF)

 

АЛЕКСАНДР (Могилев), митрополит Астанайский и Казахстанский

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери (фрагменты)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

 

БАЖЕНОВ И.В.

Костромские святыни – Феодоровская икона Божией Матери в Успенском соборе и Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме

БАХАРЕВА Н.Н.

К вопросу о происхождении иконы «Богоматерь Федоровская»

 

ВИНОГРАДОВА С.Г.

К вопросу о происхождении чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери

 

ЗОНТИКОВ Н.А.

На Святом озере

 

КОЗЛОВА Ю.А.

Дневник реставрационных работ над иконой Феодоровской Божией Матери

 

ПОВЕСТЬ О ЯВЛЕНИИ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ ФЕОДОРОВСКОЙ
(по изданию: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Книга 2)

 

ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
(статья из Википедии)

© 2016-2019 «Возрождение Костромского кремля»

    Костромская епархия Русской Православной Церкви

    (Московского Патриархата).