Святые ворота. Фото начала ХХ века.

Богоявленский собор и колокольня. Фото начала ХХ века.

Внутренний вид Успенского кафедрального собора.
Фото начала ХХ века.

Архитектурный ансамбль Костромского кремля

 

Сердцем Костромы был ее кремль. Созданный трудом десятков поколений костромичей, он зримо воплотил их мечты о высоком и прекрасном. В нем – знак духовного достоинства предков, их трудолюбия и таланта. Обращенная к Волге, видимая за десятки верст соборная группа определяла внешнюю панораму города. Ее величавая колокольня служила своеобразным маяком проплывающим судам; кремль был славой Костромы, гордостью ее жителей.

 

Соборный ансамбль Костромского кремля, вид от торговых рядов.
Слева направо: Богоявленский собор, колокольня, Святые ворота, Успенский собор. Фото начала ХХ века.

 

Участок, им занимаемый, сравнительно невелик. С юго-запада он ограничен кромкой крутого спуска к Волге, с юга – малым бульваром с видовой беседкой в конце, проложенным по верху древнего оборонительного вала. Параллельно ему проходила Ильинская улица (ныне улица Чайковского). С севера в прежние годы была замощенная булыжником аванплощадь – перед главными воротами кремля. В ее правом углу, вдоль кремлевского откоса вниз к Волге, шел пандус (сохранившийся и поныне). В его начале в 1912 году по проекту губернского архитектора Н.И. Горлицына была поставлена нарядная Царская беседка. Изящная, выполненная в стиле неоклассицизма, она сочетала функции выставочного павильона (в ней хранился макет памятника 300-летия Дома Романовых) и видовой площадки. 20 мая 1913 года рядом с беседкой в присутствии императора и его семьи состоялась торжественная закладка памятника (скульптор А.И. Адамсон). По иронии судьбы, в 1928 году укороченный гранитный пьедестал монумента послужил основанием железобетонной фигуре В.И. Ленина.

 

К юго-востоку от аванплощади был тенистый городской парк с большим бульваром.

Ансамбль кремля включал в себя: Успенский собор (XVI-XVIII-XIX века), Богоявленский собор с колокольней (1776-1791 годы), два соборных дома (1780-е годы, сохранились) и каменную с коваными звеньями ограду с несколькими воротами и калитками (XVIII-XIX века). Своеобразной красотой из них выделялись так называемые Триумфальные, или Святые, ворота, обращенные на аванплощадь (1780-е годы).

По мнению историков, возникновение Костромского кремля на этом месте следует отнести к началу XV века. Прежде, по преданию, он находился в месте основания города Юрием Долгоруким, на берегу Волги при впадении в нее речки Сулы. Новопостроенный кремль получил оборонительные деревянные
стены с башнями, с тремя
проездными воротами. С северной, восточной и южной сторон его окружали рвы и валы.
Внутреннее пространство занимали хозяйственные и административные здания и усадьбы наиболее родовитых бояр.
Все они были деревянными и не раз становились жертвами пожара.
Из культовых построек внутри кремля упоминают Успенский собор и Крестовоздвиженский монастырь, видимо, также поначалу деревянные.

 

Первый Успенский собор из камня – на подклете, с открытым гульбищем, с одной главой (по другой версии с тремя) – условно относят к началу XVI века. Видимо, вскоре он был перестроен, получил традиционное пятиглавие и двухъярусные галереи с трех сторон. Особенностью этого храма, посвященного местночтимой святыне – Феодоровской иконе Божией Матери, была северная ориентация алтарных апсид (в сторону реки Запрудни; именно там в 1259 году [1] была явлена чудотворная икона).

 

Особый придел в Успенском храме в честь Феодора Стратилата был устроен в 1666 году у его западной стены. Имевший поначалу позакомарное покрытие, в результате многих переделок храм не раз менял свой облик. Растесывались окна, менялись оконные наличники, формы глав. При наиболее значительной перестройке в середине XVIII века он получил четырехскатную кровлю четверика и грушевидные маковицы глав (нетрадиционные для русских храмов). В 1835 году был значительно удлинен Феодоровский придел.

 

Успенский кафедральный собор. Фото начала ХХ века.

 

Успенский собор обладал уникальными фресковыми росписями XVII века [2], располагавшимися не только в интерьере четверика и галерей, но и на фасадах (в полукружиях закомар). Являясь местом пребывания Феодоровской иконы Божией Матери, он хранил бесценные вклады дарителей из княжеских и царских фамилий. Червонным золотом сияли его главы и кресты. Покоем, невозмутимой тишиной веяло от древних стен; десятки поколений костромичей искали и обретали здесь душевную опору и утешение.

 

Иным был образ Богоявленского собора. На месте его прежде стоял собор издавна существовавшего здесь Крестовоздвиженского монастыря. Пожар 1773 года, испепеливший весь город, кремль и его деревянную застройку, погубил и его. Его не стали восстанавливать, решив построить здесь новый, более вместительный и соответствующий новым вкусам. Право на строительство нового кафедрального собора получил подрядчик из посада Большие Соли Степан Андреевич Воротилов (1741-1792 годы).

 

По бытовавшей традиции, подрядчик, взявшийся строить здание, обязан был представить и свой проект, то есть совмещать в одном лице и архитектора, и инженера, и сметчика, и организатора самого строительства. Он должен был обладать познаниями и в архитектуре, и в смежных с ней искусствах. Воротилов – личность во многом для нас загадочная; где и у кого он учился, нам неизвестно. Судя по многим сохранившимся его постройкам, это мастер переходного времени – между барокко и классицизмом. Но прежде всего – это исконно русский художник, воспитанный на традициях русского зодчества. Построив множество зданий (светских и культовых), он умер в бедности. Добиваясь совершенства, он подчас за свой счет переделывал уже готовые части своих построек и щедро расплачивался с рабочими. Строителями были его брат и сын.

Акварели и фиксационные чертежи середины XIX века дают представление о колористическом решении фасадов Богоявленского храма: на голубом фоне стен выделялись элементы ордера и декоративные обрамления проемов, крашенные в белый цвет. Золоту крестов и куполов отвечали бесчисленные золоченые вазы, расставленные по ярусам колокольни и лестницам боковых крылец. Золотыми звездами был усыпан синий купол ротонды. Золотом мерцали циферблаты часов.

 

Одновременно с собором Воротилов строит дополнительную лестницу в восточную галерею Успенского храма, с дивной по красоте восьмигранной сенью в ее начале. Поставив ее перед колокольней по его оси, он композиционно объединил оба соборных здания.

Несомненным творением Воротилова были и Святые ворота в ограде кремля. Окончив в 1791 году работы в кремле, на следующий год он умер, едва переступив порог своего 50-летия.

Шло время, рос город, и Богоявленский храм стал тесен. В 1866-1868 годах по проекту неизвестного нам архитектора он был коренным образом реконструирован,
в полтора раза увеличив свою площадь. Возник по существу новый храм –
с огромным молельным залом, пятью полукруглыми апсидами (апсида старого храма была сохранена и стала средней между четырьмя новыми). Был разобран свод, отделяющий храмовое пространство
от венчающей ротонды, и она стала
световой [3]. В свою очередь это значительно улучшило вентиляцию храма. Крыльца на боковых фасадах не восстанавливались,
и для эвакуационного выхода из храма была сделана закрытая лестница у западной стены основного объема (к северу от притвора). Хотя силуэт храма существенно не изменился, он стал более громоздким. К чести автора реконструкции, она была максимально тактична и архитектура добавлений вполне соответствовала подлиннику. Сохранены были даже переходная с перилами дорожка над коньком кровли и кольцевой балкон в основании световой ротонды. К сожалению, при реконструкции погибли первоначальный иконостас и внутренняя мраморная отделка.

Новый иконостас нес все признаки упадка стиля. В те же годы Богоявленский собор получил калориферное отопление.


 

Храмы кремля были посвящены:

 

1. Успенский собор:

– Успению Божией Матери (главный престол),

– святому великомученику Феодору Стратилату (придел).

 

2. Богоявленский собор:

Богоявлению – Крещению Господню (главный престол).

Южный придел:

– в честь явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери,

– в честь святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца.

Северный придел:

– в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в честь мученика Платона.

 

В 1878 году в средней части подвального помещения храма был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Придел служил усыпальницей костромских архипастырей.

В июле 1934 года все, что называлось кремлем, что олицетворяло город, любимейшее детище костромичей – все было взорвано.

К настоящему времени подготовлен детальный план воссоздания всех сооружений кремлевского ансамбля – соборов, ограды с вратами, Царской беседки.

 

Л.С. Васильев (1934-2008), архитектор-реставратор,
заслуженный работник культуры РСФСР,
почетный гражданин города Костромы

 

Публикуется по изданию:

Леонид Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края.
Кострома, 2014, с. 15-17. Эта статья была написана автором в 1995 году, впервые опубликована в 2002 году. На нашем сайте публикуется в сокращении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид на соборный ансамбль с правого берега Волги.
Слева видны Царская беседка и за ней – строящийся памятник
в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. Фото десятых годов ХХ века.

 

 

Примечания редакции сайта:

 

1. Дата явления условна, обычно речь идет о пятидесятых-шестидесятых годах XIII века. Слова автора о посвящении храма Феодоровской иконе не следует понимать буквально (в смысле освящения престола).

2. «Сохранились в соборе письменные указания о том, что Успенский собор был расписан и до большого пожара 1773 года, спалившего всю внутренность собора. Но теперешняя живопись вся относится к концу XVIII столетия, когда собор капитально после пожара возобновлялся» (протоиерей Иоанн Сырцов, «Стенная живопись в костромском Успенском кафедральном соборе», 1908 год).

3. Разборка этого свода состоялась в 1884 году, существенно позднее основных работ по реконструкции собора.

 

Ссылки:

 

АРСЕНЬЕВ Иаков, протоиерей

Описание костромского Успенского собора, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым. – Москва, 1829

(в формате PDF)

 

АРСЕНЬЕВ Иаков, протоиерей

Описание костромского Успенского собора, учрежденного по Высочайшему повелению в 1835 году кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. – Москва, 1837

(в формате PDF)

 

А.С. [Спицын А.А.]

Церкви Костромской епархии. По данным архива Императорской Археологической комиссии

(фрагмент)

БРОНЗОВ Ксенофонт, протоиерей

К истории города Костромы и епископа его Симона (Лагова)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

 

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Архитектурный ансамбль Костромского кремля

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

 

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Статьи о возрождении Костромского кремля

 

ДЕМИДОВ С.В.

Архитектор-самоучка С.А. Воротилов

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

 

ЗОНТИКОВ Н.А.

Успенский и Богоявленский соборы Костромского кремля

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В 1885 ГОДУ: СЛУЖБЫ, ПРАЗДНИКИ, КРЕСТНЫЕ ХОДЫ

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

КОСТРОМСКОЙ КРЕМЛЬ И ЕГО АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ

КОСТРОМСКОЙ КРЕМЛЬ НА ФОТОГРАФИЯХ С.М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО

 

КРАТКИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВАХ КОСТРОМСКОЙ ЕПАРХИИ. Справочная книга (фрагмент)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

 

КУДРЯШОВ Е.В

Памятники архитектуры Костромского кремля

Статья опубликована в книге того же автора «Архитектурный ансамбль центра Костромы». Скачать книгу полностью в формате PDF можно здесь.

 

ЛЕБЕДЕВ Димитрий, протоиерей

История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города: Историко-археологический очерк. [1913] — Кострома, 2010.

(в формате PDF)

 

ЛУКОМСКИЙ Г.К.

Описание памятников художественной старины

(начало одноименной главы из книги В.К. и Г.К. Лукомских «Кострома» — СПб., 1913)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ОПИСЬ КАК СТРОЕНИЯ, ИКОНОСТАСА, РИЗНИЦЫ, КНИГ, ТАК И ВСЯКОЙ ЦЕРКОВНОЙ УТВАРИ И ИМУЩЕСТВА КОСТРОМСКОГО УСПЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА (фрагменты документа 1840 года)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

 

ОСТРОВСКИЙ Павел, протоиерей

Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. – Москва, 1855

(в формате PDF)

 

ПОСПЕЛОВ Иоанн, протоиерей

Теплый Богоявленский собор при костромском кафедральном Успенском соборе

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)​

СЫРЦОВ Иоанн, протоиерей

Город Кострома в его прошлом и настоящем

(фрагмент)

 

СЫРЦОВ Иоанн, протоиерей

Костромской Успенский кафедральный собор

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

 

СЫРЦОВ Иоанн, протоиерей

Стенная живопись в костромском Успенском кафедральном соборе​

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ЦЕХАНСКИЙ Р.В.

Всевидящее око и ключи от рая. Размышления об образцах Богоявленского собора и колокольни Костромского кремля

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ЦЕХАНСКИЙ Р.В.

О дате первоначального Успенского собора города Костромы

Незавершенный текст доклада, готовившегося архитектором Р.В. Цеханским (1971–2017) и посвященного истории Успенского собора Костромского кремля. Новая редакция текста; подготовка, подбор иллюстраций, послесловие – А.А. Мелихова)

ЦЕХАНСКИЙ Р.В.

Эхо Костромы на границе Ивановской области

© 2016-2019 «Возрождение Костромского кремля»

    Костромская епархия Русской Православной Церкви

    (Московского Патриархата).